Как Citroën саботировал производство нацистских грузовиковКак известно тема Второй мировой войны, для европейских автопроизводителей табуированная. Если копнуть поглубже, то выяснится, что многие из них очень плотно сотрудничали с нацистами. Однако в случае с Citroën, который также поставил немцам немало грузовиков, история вышла намного интереснее.
Type 45В начале 30-х у компании Ситроен начались серьезные финансовые проблемы. Мировой финансовый кризис наложился на масштабную реконструкцию собственных заводов, денег катастрофически не хватало. В этих условиях Андре Ситроен решает освоить выпуск грузовых автомобилей.
В 1933 году в серийное производство был запущен грузовик Citroën T45 (Type 45). По классификации того времени, автомобиль относился к тяжелому классу и был способен перевозить 4,5 тонны груза. Ранее Ситроен никогда не выпускала настолько серьезных машин, поэтому для Type 45 инженеры разработали оригинальный мотор и коробку передач. Рядный 6-цилиндровый двигатель отличался весьма передовой конструкцией и мел верхнеклапанный ГРМ (OHV). Такая схема в то время редко применялась даже на легковых автомобилях, что уж говорить о грузовиках. Как бы то ни было, отдача у 4,6-литрового мотора была небольшая — 73 л.с. Все во благо надежности и ресурса.
С 1940 по 1941 год было изготовлено около 3300 газогенераторных Citroën T45
Дизайн кабины Citroën T45 был выполнен в одном стиле с легковым Traction Avant. Благодаря лонжеронной раме с перегибом над задним мостом и низкой кабине, грузовик имел нехарактерный приземистый силуэт. Помимо очевидных плюсов в виде низкой погрузочной высоты, это пригодилось и на войне, благо повоевать Citroën T45 все-таки пришлось.
СаботажВ 1940 году Гитлер оккупировал Францию, быстро и практически без сопротивления. Немалый промышленный потенциал этой страны оказался в руках немецкой военщины. Безусловно это коснулось и автопроизводителей.
После безвременной кончины Андре Ситроена, французской компанией управлял Пьер Буланже. Бывший капитан французской армии и герой Первой мировой, пиетета к нацистам не питал. Конечно прямой отказ от сотрудничества был чреват, поэтому Буланже разработал план по скрытому саботажу на заводах. С негласной указки руководства, персонал работал нарочито неторопливо, со всем вниманием к должностной инструкции. Кроме того на конвейер шли «модернизированные» масленые щупы с измененными контрольными отметками. Риски min и max располагались гораздо ниже обычного, от чего двигатель работал в режиме перманентного масляного голодания. Высокотехнологичный мотор Citroën T45 такого издевательства долго не выдерживал и выходил из строя в самый неподходящий момент.
Простое и изящное решение. Работники завода избежали репрессий, а в вермахт пошли тысячи некондиционных автомобилей. Всего компания Ситроен поставила в Германию 32248 грузовиков, из них большинство модели T45 — 15300.
Источник