Обогрев руля своими руками

Дополнительное оборудование и аксессуары. Аксессуары улучшающие как внешний вид Ситроен С4 Седан, так и его характеристики. Чип-тюнинг.
Kirafon
Маршал
Маршал
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 20 май 2014, 18:29
Откуда: Москва
Авто: Citroen С4 Седан
Пробег: 0
:
За активность - Серебро Герой труда Золотые руки
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 425 раз

Обогрев руля своими руками

#1

Сообщение Kirafon » 13 окт 2015, 23:36

В прошлом году по осени, когда начались первые морозы, ощутил, что голыми руками по утрам руль держать неприятно, руки мерзнут… Решил прошерстить интернет на предмет руля с обогревом. Но! Ситроен такие штуки не делает…
Раз ситроен не делает, значит можно самому попробовать сделать. Я не люблю в перчатках держать руль, поэтому решил немного заморочиться.
На просторах интернета много разных схем управления обогревом руля. Самое простое решение — обогрев руля на таймере или же просто от кнопки включения. Я не любитель делать лишние движения, тем более, что могу просто забыть выключить обогрев руля и тогда можно что-нибудь спалить, например пока снег с крыши очищаю.
Пошукав в интернете схемы, наткнулся на такую: http://www.fusionclub.ru/forum/viewtopic.php?t=209709
Набрал необходимых элементов, некоторые аналогами заменил, протравил плату, запаял все и стал тестировать. Нагревательный элемент взял из самого дешевого обогрева сидений )))
Там оказался простой (а может не очень простой) провод. Маленький, тоненький, прочный и длинный, примерно 13 метров.
Во время тестов в голову пришла мысль сделать автоматическое управление. Изначально мысль была сделать плавное снижение нагрузки спустя некоторое время. Но тут есть минусы — нужно будет самому всем этим управлять. Поэтому родилось решение сделать регулировку в зависимости от температуры окружающей среды. Немного покурив интернет нашел необходимую мне деталь за сущие копейки ))) — порядка 10 р.
Во время тестов подобрал положение R2 так, чтобы обогрев отключался при 0 градусов Цельсия. В процессе эксплуатации можно будет подкорректировать это дело и сделать как понравится. Только руль снимать каждый раз не хочется.
Казалось бы, что тут такого, плату собрал за 2 недели с учетом закупки всех деталей.
Подвернулся руль-донор с кнопками по сходной цене ))) Этот руль я поставил себе на машину, свой решил разбирать ))) Свой не жалко )))))
Далее были поиски шлейфа, который можно будет вживить в улитку. Этот шлейф оказался, наверное, самым дорогим из всего, что было куплено к рулю за исключением самого руля. 2 метра шлейфа обошлись порядка 1200р. А найти нужный оказалось непростым занятием.
Еще сложнее было добавить шлейф в улитку… Фотографий процесса нет, поскольку все было в вазелине или чем там внутри смазано )))) и мне жутко не хватало дополнительных рук, чтобы все упаковать как было. Приходилось мудрить всякие приспособления. Самое дикое в процессе упаковки было когда из улитки выпрыгнул штатный шлейф, мой шлейф и еще 3 ленты-прокладки, который опоясывали штатный шлейф…
Борода, скажу я вам, меня в ужас привела… Часа два я ковырялся, укладывая все на место )))
Потом настал черед самого руля…
Распороть руль труда не составило, труднее было понять как намотать нити обогрева и как сделать чтобы они не ощущались потом после сборки руля. Изначально хотел сделать небольшие надрезы на руле, воткнуть туда нагревательный элемент и зашить все как было. Но такой способ не подошел … Пришлось брать изоленту тряпочную, которая с двух сторон клейкая, наматывать обогреватель на руль, а между нитями обогрева мотать изоленту. Причем одного прохода изоленты не хватило, пришлось делать второй потом. Только после второго, на руле нити обогрева стали менее заметными. Третий проход сильно увеличил бы радиус обода руля, и потом вернуть кожу на место стало бы очень тяжело. Скажу по секрету, местами стянуть кожу на руле до первоначального состояние не получилось, остался небольшой зазор на шве. Перетянуть нитку тоже плохо. Родная нитка руля оказалась не такой прочной, как я думал…
Местами немного ощущается нагревательный элемент через кожу, но мне это не мешает и практически не заметно.
P.S. К встрече постараюсь доделать все :)

А теперь фотографии:

Первым делом нужно было снять руль.
Прокалывать его я не хотел, поэтому пришлось немного попотеть чтобы снять подушку.
Обогрев руля своими руками - IMAG0496.jpg


Это не разъем, поэтому тянуть провода и стараться их вытащить нет смысла - IMAG0492.jpg


Болт со звездочкой вынудил меня к покупке набора бит - IMAG0498.jpg


Далее приступил к потрошению руля :D

Обогрев руля своими руками - IMAG0516.jpg


Ну а потом начался долгий и муторный процесс намотки провода... :facepalm:

Первая проба пера, справа просто намотанный провод за ночь сбился в кучу, хотя я его немного клеем прихватывал - IMAG0830.jpg


Здесь уже с одним слоем изоленты - IMAG0871.jpg


Плату управления обогревом решил разместить в левой части блока кнопок

Обогрев руля своими руками - IMAG1330.jpg


Процесс сшивания затянулся еще на более долгое время. Причем сначала пришлось приложить некое усилие, чтобы найти нужную нитку, которой можно будет сшить руль.
Я не мастер шитья кожаных изделий, и это можно сказать первый подобный опыт, поэтому местами получилось не очень хорошо, хотя... вполне даже неплохо для первого раза :D
В одном месте нитка, которой был прострочен руль у меня лопнула и пришлось эту часть штопать сначала... :facepalm:

Обогрев руля своими руками - IMAG1073.jpg


переделанная часть, сильно тянуть уже побоялся - IMAG1324.jpg


результат лопнувшей нитки... - IMAG1074.jpg


Обогрев руля своими руками - IMAG1325.jpg


Обогрев руля своими руками - IMAG1327.jpg


А вот здесь шов сходиться вообще не хотел, пришлось даже прибегнуть к утюгу с отпаривателем, чтобы кожа стала более податливой. В результате шов стал немного меньше, но ... опять лопнула нитка :ydvl:

Обогрев руля своими руками - IMAG1326.jpg


Обогрев руля своими руками - IMAG1328.jpg


Здесь осталось приклеить края кожи к рулю, но только после того, как все будет собрано. - IMAG1329.jpg


О плате управления обогревом я выше уже писал, поэтому немного фотографий :)

Плата с одной только микросхемой - IMAG0399.jpg


полностью спаянная плата, но с косячком  - IMAG0401.jpg


Рабочий вариант платы, отрегулирована и проверена в условиях холода :  - IMAG1321.jpg


Вот итог сего действа, но пока без платы управления, нужно сначала придумать куда датчик температуры воткнуть :D
Обогрев руля своими руками - IMAG1322.jpg


P.S. Запись практически полностью дублирует запись в моем БЖ на драйве

upd1:
Тест немного провалился :cool2:
Вчера подключил к рулю мультиметр и все это в морозилку убрал. Сегодня достал это дело, быстренько подключил блок питания, включаю и тут сюрприз, тестер не работает, а я им силу тока мерить хотел... Кто знает как это делается, тот поймет почему обогрев руля при этом не заработал :D
Пришлось тестер отключать и подключать блок питания к плате. Пока возился, ножка термодатчика отвалилась от платы, я ее сильно не припаивал для тестов, т.к. итоговая конструкция будет немного другой. Пока припаял все, температура руля на ободе стала +15. Руль при этом покрылся росой :)
Понятное дело, что включение обогрева ничего не дало, т.к. температура стала плюсовой. Пришлось лезть в морозилку и искать лед. Только после того, как датчик прислонил ко льду. все заработало. И то пришлось немного поднять температуру, при которой отключается обогрев, чтобы более наглядно было видно как работает обогрев.
До дома доберусь выложу результаты мучений, заодно еще одно интересное видео :D
Видео утренних тестов. Наиболее наглядно последнее. Первые не очень удались )))
https://youtu.be/DxGQWck7saA







И на закуску :D (температура на улице 3-4 градуса) :
https://youtu.be/9WzSFMhlR_A


upd2:
И так сейчас смонтировал все и поставил руль. :wink: :wink: :wink: :wink: :wink:
Теперь по порядку.
Для начала я снял руль, который купил зимой, вытащил из него блоки кнопок и приступил к подключению проводов.
Так как к шлейфу довольно проблематично подключиться, я решил, что лучшим выходом из ситуации будет - припаять шлейф к текстолиту.
Шлейф купленный мною был на 1 миллиметр шире чем нужно, поэтому, пришлось при установке шлейфа срезать край, поэтому, крайнюю жилу не стал задействовать, дабы она нигде не замкнула в один прекрасный момент. Таким образом, получилось, что для моих нужд осталось лишь 7 жил в шлейфе. Отсчитав по три жилы с каждой стороны, я вырезал среднюю. Она у меня будет выполнять роль некого барьера, на ней не будет напряжения и она не будет греться, это значит, что риск поплавить шлейф и коротнуть его в улитке стал меньше.
Напомню, что у шлейфа на каждую дорожку допустимый ток 3А. Порылся сейчас в почте, нашел переписку с компанией, где брал шлейф. Шлейф Nicomatic 127PW08D FFC, такой стоит на меганах. Нам по идее подойдет Nicomatic 127PW07D FFC, он семижильный будет, тогда не придется срезать край шлейфа.
Только есть одна незадача для тех, у кого в руле стоит датчик угла поворота руля и нет диагбокса. После снятия улитки, даже если вы ее потом поставите на место так же, как она стояла, полезут ошибки, необходимо будет сделать калибровку датчика с помощью диагбокса.
Вернемся к установке руля. Припаял шлейф к текстолиту. На текстолите предварительно сделал две большие дорожки, оно то и понятно, нам же нужно по одному шлейфу пустить + и - , а если не сделать две дорожки на текстолите, то потом после пайки получим КЗ.
Обогрев руля своими руками - IMAG1326.jpg


Обогрев руля своими руками - IMAG1328.jpg


Плата с одной только микросхемой - IMAG0399.jpg

Естественно, так оставлять шлейф нельзя, нужно изолировать
Здесь осталось приклеить края кожи к рулю, но только после того, как все будет собрано. - IMAG1329.jpg


Вот так все выглядело когда поставил руль
полностью спаянная плата, но с косячком  - IMAG0401.jpg

Провода взял сечение 1 мм3. Больше нет смысла брать, меньше не советую, все таки постоянное напряжение и ток не маленький.
Потом прикрутил все к плате и закрепил плату на двухсторонний скотч 3М. У меня на нем много чего держится :D
Рабочий вариант платы, отрегулирована и проверена в условиях холода :  - IMAG1321.jpg


Обогрев руля своими руками - IMAG1322.jpg


К сожалению на этом фотографии заканчиваются. Телефон садился и даже перестал включать камеру, чтобы я мог сделать фотографии :(

В принципе, дальше все было просто. Провода подрезал по размеру, провода, которые нагреваются усадил термоусадкой дважды, дабы они внутри руля нигде ничего не поплавили в сильный мороз. Это видно на предыдущих фотографиях. А дальше собрал блок кнопок, поставил его в руль, аккуратно проложил в руле провода, дополнительно приклеил на двусторонний скотч шлейф, и собрал руль :)
Один только момент негативный был. Хромированная накладка на руле при демонтаже пострадала. Она держится на трех длинных "елочках", которые по одной то вытащить сложно, а не отломив их от накладки, вытащить всю накладку вообще невозможно.
Я эти елочки на место приклеил, но, хоть клей очень хороший, он не смог вынести нагрузок... Сейчас пока что накладка держится только за счет боковых зацепов. Я думаю, что можно разобрать руль не снимая накладки, потом только отверткой назад заправлять придется.
Питающие провода подключил через предохранитель 5А. Как только найду, где появляется питание только при заведенном двигателе, перекину туда проводку. Не вижу смысла нагружать аккумулятор обогревом руля, когда машина не заведена.

Аватара пользователя
max-fantom
Маршал
Маршал
Сообщения: 6148
Зарегистрирован: 01 фев 2014, 21:24
Откуда: Москва
Авто: C4 Sedan Exclusiv+ (THP150 @Stage1 ETuners)
Пробег: 135 000
Прошлый авто: Citroen C4 Купе VTi120 МКПП5 2008г.
:
За активность - Серебро Citroёn Forever x2 5 лет клубу
Благодарил (а): 1540 раз
Поблагодарили: 994 раза

Re: Обогрев руля своими руками

#2

Сообщение max-fantom » 13 окт 2015, 23:42

Kirafon писал(а): Обогрев руля своими руками
Садишься и трешь руками руль пока не нагреется ? :roll:
Шучу :D
Отличную работу проделал ! Плюсую в репу !
https://www.drive2.ru/r/citroen/982825

Изображение

Жизнь надо прожить так, чтобы больше не захотелось ! :antispam:

Maggi
Старший прапорщик
Старший прапорщик
Сообщения: 277
Зарегистрирован: 08 дек 2013, 00:44
Откуда: ТАМБОВ
Авто: Citroen C4 Sedan 150 THP Exclusive Белый перламутр
Пробег: 42000
Прошлый авто: Ваз 2109,Ваз 2110,Lancer X,Hyundai Accent
Благодарил (а): 25 раз
Поблагодарили: 9 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#3

Сообщение Maggi » 13 окт 2015, 23:45

Сэр,да вы маньяк)))ОченьУмелые ручки, однако
Наша цель-мертвая петля на подводной лодке...

Аватара пользователя
EMINEM
Генерал
Генерал
Сообщения: 2999
Зарегистрирован: 23 апр 2014, 13:10
Откуда: МО, г. Видное
Авто: Citroen C4 Sedan THP150 Tendance Blanc Banquise
Пробег: 177650
Прошлый авто: Toyota Corolla/Matrix (NAP) 130 л.с. АКПП-4
:
За активность - Серебро
Благодарил (а): 138 раз
Поблагодарили: 266 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#4

Сообщение EMINEM » 13 окт 2015, 23:47

Maggi писал(а):Источник цитаты ОченьУмелые ручки, однако


...любящие тепло )))
Администратор сообщества "Citroen C4 L" на Drive2.ru
OPR 13549 (13.12.2013)

Аватара пользователя
Technics66
Маршал
Маршал
Сообщения: 7605
Зарегистрирован: 21 сен 2013, 19:24
Откуда: Екатеринбург
Авто: Citroen C4 Sedan MT Tendance+климат Темно-синий. OPR-13366
Пробег: 160000
Прошлый авто: Toyota Corolla E120
:
За активность - Золото Золотые руки Всегда готов!
Благодарил (а): 171 раз
Поблагодарили: 1762 раза

Re: Обогрев руля своими руками

#5

Сообщение Technics66 » 14 окт 2015, 06:53

Kirafon, С подрулевова через шлейф идёт 6 проводов? На разъёме кнопок 3, на подушку 2 или 3?
Citroen C4 Sedan MT Tendance+климат темно-синий. OPR13366
ГУ Teyes CC2 2/32 (PSA-RZ-15), фронт JBL CS2165C, тыл пока штатный. Есть Lexia.
Схемы храню здесь

Аватара пользователя
Ilya040
Младший сержант
Младший сержант
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 19 дек 2013, 20:27
Откуда: Нижний Новгород
Авто: Citroen C4 (B7)
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Обогрев руля своими руками

#6

Сообщение Ilya040 » 14 окт 2015, 08:09

Я теперь себе тоже так захотел сделать, готовьтесь вынесу мозг всем)))!!!

Аватара пользователя
SHKoder
Маршал
Маршал
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 24 фев 2014, 10:17
Откуда: Москва, ТиНАО
Авто: C4L Exclusive+ & C4B7 Exclusive
Пробег: 55555
Прошлый авто: Honda 9cv AT
:
За активность - Серебро За активность - Золото Герой труда
Благодарил (а): 3218 раз
Поблагодарили: 4576 раз
Контактная информация:

Re: Обогрев руля своими руками

#7

Сообщение SHKoder » 14 окт 2015, 08:19

Кирилл, очень похвально!
Ребят, по-моему это однозначная номинация на золотые руки. Поддержим! В профиле можно проголосовать за награждение.

Kirafon
Маршал
Маршал
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 20 май 2014, 18:29
Откуда: Москва
Авто: Citroen С4 Седан
Пробег: 0
:
За активность - Серебро Герой труда Золотые руки
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 425 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#8

Сообщение Kirafon » 14 окт 2015, 08:42

SHKoder, еще ничего не готово :D Пока только на стадии готовности :D
Ilya040, я вместо провода, который греть будет, искал ленту, но не нашел ее в продаже. Производство ее приостановили в связи с кризисом :(
По рознице тоже везде закончилась. Если найдешь, будет супер!

Аватара пользователя
SHKoder
Маршал
Маршал
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 24 фев 2014, 10:17
Откуда: Москва, ТиНАО
Авто: C4L Exclusive+ & C4B7 Exclusive
Пробег: 55555
Прошлый авто: Honda 9cv AT
:
За активность - Серебро За активность - Золото Герой труда
Благодарил (а): 3218 раз
Поблагодарили: 4576 раз
Контактная информация:

Re: Обогрев руля своими руками

#9

Сообщение SHKoder » 14 окт 2015, 08:45

Kirafon
Мы дождемся готовности и выждем.

Я так вообще пошел по наименьшему пути - купил руль от DS4, он не такой леденящий, когда холодный в отличае от нашего

Kirafon
Маршал
Маршал
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 20 май 2014, 18:29
Откуда: Москва
Авто: Citroen С4 Седан
Пробег: 0
:
За активность - Серебро Герой труда Золотые руки
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 425 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#10

Сообщение Kirafon » 14 окт 2015, 09:27

SHKoder
Вообще странно, я на сколько понял, что наш руль, что любой другой ситроеновский из одного и того же материала, только кожа разная. Возможно из-за кожи тебе он не кажется таким холодным. А потом, мы же тебе руль меняли по весне, потом морозов уже не было. Вот дождись морозов, тогда скажешь точно леденящий он или нет :D


Аватара пользователя
SHKoder
Маршал
Маршал
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 24 фев 2014, 10:17
Откуда: Москва, ТиНАО
Авто: C4L Exclusive+ & C4B7 Exclusive
Пробег: 55555
Прошлый авто: Honda 9cv AT
:
За активность - Серебро За активность - Золото Герой труда
Благодарил (а): 3218 раз
Поблагодарили: 4576 раз
Контактная информация:

Re: Обогрев руля своими руками

#11

Сообщение SHKoder » 14 окт 2015, 10:03

Kirafon
На ощупь можно на встрече пощупать.
А леденящий или нет, я действительно смогу узнать только после зимы.
Но я думаю, что это моя плацеба :)
Зато он на ощупь лучше :) И даже летом

Kirafon
Маршал
Маршал
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 20 май 2014, 18:29
Откуда: Москва
Авто: Citroen С4 Седан
Пробег: 0
:
За активность - Серебро Герой труда Золотые руки
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 425 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#12

Сообщение Kirafon » 14 окт 2015, 11:21

SHKoder
Я как-то почти год с рулем от с4 хэтча езжу, он уже довольно потертый, но меня это не смущает ни капельки, я на него даже не смотрю в пути :D По ощущениям тактильным он такой же как у нас. Вполне возможно. что на дс рули поприятнее на ощупь.

Kirafon
Маршал
Маршал
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 20 май 2014, 18:29
Откуда: Москва
Авто: Citroen С4 Седан
Пробег: 0
:
За активность - Серебро Герой труда Золотые руки
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 425 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#13

Сообщение Kirafon » 14 окт 2015, 22:42

Руль в морозилке до утра, на столе блок питания 12В 5А, его с лихвою хватит на тесты, еще с работы взял пирометр. Завтра утром будет тест с регистрацией температуры. Постараюсь записать видео процесса :)

Kirafon
Маршал
Маршал
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 20 май 2014, 18:29
Откуда: Москва
Авто: Citroen С4 Седан
Пробег: 0
:
За активность - Серебро Герой труда Золотые руки
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 425 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#14

Сообщение Kirafon » 15 окт 2015, 15:08

Тест немного провалился :cool2:
Вчера подключил к рулю мультиметр и все это в морозилку убрал. Сегодня достал это дело, быстренько подключил блок питания, включаю и тут сюрприз, тестер не работает, а я им силу тока мерить хотел... Кто знает как это делается, тот поймет почему обогрев руля при этом не заработал :D
Пришлось тестер отключать и подключать блок питания к плате. Пока возился, ножка термодатчика отвалилась от платы, я ее сильно не припаивал для тестов, т.к. итоговая конструкция будет немного другой. Пока припаял все, температура руля на ободе стала +15. Руль при этом покрылся росой :)
Понятное дело, что включение обогрева ничего не дало, т.к. температура стала плюсовой. Пришлось лезть в морозилку и искать лед. Только после того, как датчик прислонил ко льду. все заработало. И то пришлось немного поднять температуру, при которой отключается обогрев, чтобы более наглядно было видно как работает обогрев.
До дома доберусь выложу результаты мучений, заодно еще одно интересное видео :D

Kirafon
Маршал
Маршал
Сообщения: 3738
Зарегистрирован: 20 май 2014, 18:29
Откуда: Москва
Авто: Citroen С4 Седан
Пробег: 0
:
За активность - Серебро Герой труда Золотые руки
Благодарил (а): 149 раз
Поблагодарили: 425 раз

Re: Обогрев руля своими руками

#15

Сообщение Kirafon » 15 окт 2015, 20:02

Видео утренних тестов. Наиболее наглядно последнее. Первые не очень удались )))








И на закуску :D (температура на улице 3-4 градуса) :